На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Первый среди равных. В начале пути.

Период подростковый — лидерская позиция «Вожак».

Ключевые слова: эмоции, свобода, активность, скорость, независимость.

Ощущение времени практически отсутствует. Отложенных решений не существует: подумал — сказал — сделал. Возраст, примерно, от 12-14 лет и старше. Мне встречались люди в возрасте за 40, которые  вполне подходят под эту категорию.

Несмотря на то, что начало всему закладывается еще в раннем детстве и, несомненно, огромную роль в этом играют родители, именно в подростковом периоде некоторым образом происходит образование относительно устойчивых групп. В них то и выявляются лидеры, которых образно можно назвать «вожаками стаи», поскольку и сами группы в этот период больше напоминают стайки человеческих существ.

В принципе, группирование в стайки, наверное, единственное проявление социального интеллекта в этот период. Ощущение сплоченности с себе подобными придает большую уверенность в собственных силах – вот они и кучкуются вместе. Остальное их поведение больше напоминает повадки, более присущее миру животных. Тем не менее, на мой взгляд, именно в этот период происходит формирование базы, необходимой для естественного формирования дальнейшего устойчивого развития лидерских качеств личности и индивидуальных свойств социального интеллекта.

«Вожак стаи» - это, как правило, молодой человек в компании своих ровесников, в период, когда происходит определение ценностных ориентаций и жизненных установок исключительно на основе возникающих эмоциональных реакций. То есть, человек в этот период ощущает что-то и дает этому характеристику, соответствующую своим ощущениям, не подвергая логическому анализу и глубокому осмыслению.

На данном этапе все воспринимается и выражается на уровне проявления эмоций. Чем ярче эмоции ощущаются и проявляются, тем заметнее человек, тем серьезнее его заявка на место «вожака стаи».

Вожака легко заметить, вернее сложно не заметить. Такие люди говорят громко, смеются от души, энергично жестикулируют. Ведут себя раскованно, можно сказать, развязно, не особо обращая внимание на окружение и окружающих. Реагируют на все спонтанно, сильно, эмоционально.

Эмоции в этот период плещут через край, все события происходят быстро, действия совершаются без оглядки на чужое мнение и существующие нормы поведения. «Вожак» всех опережает по скорости реагирования на ситуацию. Пока другие думают, он уже что-то говорит или уже делает. Остальные запаздывают и поэтому оказываются вынуждены за ним следовать.

Почувствовав повышенное внимание к своей персоне, как со стороны друзей-приятелей, так и со стороны противоположного пола, «вожак» начинает получать первые преимущества в виде ощущения большей, по сравнению с другими, дозволенности, ощущения собственного отличия от других и острого желания еще больше выделиться. Используются для этой цели любые возможности. Например, демонстрация особой модели поведения, вызывающей негодование одних и восхищение других, приобретение индивидуальных отличий в манере одеваться, разговаривать, держаться на людях, вырабатываются особые характерные привычки, выражения, жесты и т.д. Тут же у такого человека находятся последователи, подражающие ему в том, что кажется им наиболее ярким и привлекательным.

Стая для «вожака» — это его стихия и, прочувствовав это, вожака начинает нести неконтролируемая волна самовыражения. Для него не имеют большого значения существующие правила и даже законы — все это легко нарушается. Взамен в стае, которую они считают своей вотчиной, устанавливаются свои собственные правила и законы, что еще больше возносит авторитет «вожака» над сверстниками.

А если еще добавить к сказанному такие характеристики, как: знание «вожаком» того, что он хочет, постоянный контакт со своими желаниями, и его стремление реализовать их тут же без промедления, жесткое, а порой и откровенно жестокое, отстаивание своей территории и постоянно присутствующее намерение посягательства на захват чужой, используя при этом любые, не всегда этичные средства, то получается достаточно полная картина «вожака стаи».

В этот период происходит приобретение очень важного для становления лидера и, как правило, небезопасного, экстремального опыта. Своего рода, подвига, какого-то неординарного поступка, повторить который не каждому под силу. Способность совершать такие поступки явно отличает настоящего «вожака» от «середнячков» и «аутсайдеров». Формируется и проявляется яркая индивидуальность, выражающаяся в определенном энергетическом поле — так называемая «харизма», которая хорошо чувствуется при приближении и под воздействие которой попадают все их последователи.

Как уже говорилось, «вожак» сам устанавливает свои правила и другие этим правилам вынуждены подчиняться, или должны идти своим путем, что для многих оказывается не самым простым делом. Если все же такое происходит, тогда в группе намечается еще один лидер. Как правило, такая бунтарская ситуация достаточно легко переходит в открытый конфликт. На одной территории нескольким вожакам тесно. И происходит либо разделение группы, либо жесткое подавление бунта. А из тех, кто добровольно решил следовать за своим вожаком, формируется уже довольно устойчивая неформальная группа – «племя», живущее по своим, вернее, по их правилам, а «вожак» превращается в «вождя», авторитет которого является почти что непререкаемым.

Приходится признать, что не для всех этот этап лидерства заканчивается благополучно. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что устанавливаемые правила достаточно суровые, конкуренция сильная и довольно часто в самой группе или между группами происходят стычки, переходящие в потасовки. В этот период считается вполне нормальным пустить в ход грубую физическую силу. Многие «обжигаются» на этом этапе и в последующем навсегда зарекаются  занимать лидерские позиции.

Некоторые «вожаки» в результате своих непродуманных действий нередко попадают в поле зрения милиции и даже оказываются «в местах не столь отдаленных»,  но даже там умудряются формировать вокруг себя группы последователей и подражателей. А освободившись, именно они, чаще всего, на следующем этапе становятся лидерами организованных преступных группировок.

В жизни так происходит, что лидеры, в основном, находятся вверху или внизу социальной лестницы. Это как раз и есть результат проявления их яркой индивидуальности — быть всегда на переднем краю, неважно с какой стороны.

Вспоминая свое детство, могу сказать, что особенно тяжело приходится родителям такого «вожака». Как правило, с родительским мнением они считаются также мало, как и с любым другим.

Понимая все возможные трудности, я все же намерен всеми силами помочь своему сыну, если он пойдет этой дорогой. Главное для этого, на мой взгляд, это - постараться еще в раннем возрасте не подавить у него проявление эмоций и способствовать формированию собственного мнения.

Как я это делаю:

Когда мы с ним гуляем, он сам выбирает направление куда двигаться. Обычно он ведет в те места, где раньше еще не бывал, осваивает новые территории, и я следую за ним, страхуя от опасностей и объясняя, в чем они заключаются.

Сыну, наверное, как и любому другому ребенку, очень нравиться играть в лужах. Сколько у него радости, когда мы с ним, в соответствующей экипировке, шлепаем под летним дождиком, не пропуская ни одной лужицы. Мимо проходящие детки с завистью смотрят на нас, в то время как их мамаши шипят что-то, типа: «Какой ужас! Ребенка пожалейте!». Но мне становится жалко их самих и их деток, когда я вижу, как они силком тащат за собой своих ноющих чад.

Еще пример: с наступлением тепла, сын впервые выбрался на песочницу. Ему быстро надоело играть спокойно, чинно пересыпая песочек в формочки и обратно. Он буквально плавает в песке, по-другому это не назовешь. Разве что, только не ныряет с головой. И получает от этого удовольствие, которое выражает в восторженных возгласах. Некоторые малыши начинают повторять за ним, но строгие мамаши их быстро вылавливают и уносят со словами: «Раз не можешь играть нормально – домой!». В итоге, через некоторое время мой малыш кувыркается один. Ну, что же – бывает и так.

Лидер хотя и находится постоянно во внимании своего окружения, все же одиночество – это его крест. Норма — это для других. Лидер потому и лидер, что не вписывается ни в какие нормы.

Небольшое размышление на тему: мне представляется, что излишняя родительская опека ребенка - это большая ошибка. Если нет опасности — пусть себе проявляет свою индивидуальность, эмоции и чувства. Это — основа для познания себя в будущем, необходимое условие для применения управленческих действий с целью развития своих особенностей и регулирования эмоциональных реакций — базы для формирования способностей социального и эмоционального интеллекта.

Я думаю, с самого рождения - все лидеры. Влияние взрослых подавляет в детях и их эмоции, и их личное мнение, и их способность думать самостоятельно. В последующем, вырастая, человек настолько привыкает жить чужим умом и скрывать своих чувств, что становится подобен тени, и не понятно, что он может и чего хочет, что чувствует и есть ли у него вообще какие-то желания.

Но бывает и другая ситуация: пока еще возможно воздействовать на ребенка силой или приказами, он терпит и делает так, как от него требуют. Но в последующем, нарастающий внутренний конфликт, скорее всего, проявится в гораздо более серьезном виде, чем простое непослушание. Возможны серьезные психоэмоциональные срывы, в результате чего дети бегут из дома, совершают попытки суицида. Происходит это, чаще всего, все в том же подростковом периоде. Так называемый пресловутый «переходный возраст», с которым связаны и физиологическая перестройка в организме и отчаянные попытки вырваться на свободу, которая непонятна, не изведана, но неудержимо манит своей невероятной привлекательностью.

Если Вы не прошли этого лидерского этапа, или у Вас он завершился не совсем удачно, – не печальтесь и не переживайте. Все поправимо. Конечно, я не буду советовать ничего  такого, что могло бы навредить Вам или Вашему окружению. Мы же все-таки, вроде как, серьезные взрослые люди. Но совет такой: надо постараться вернуться в детство. Может, не в такое, каким оно было, а в такое, каким оно могло бы быть.

Лучше всего – сходите в поход, с ночевкой, в лес или в горы, на реку, озеро или к морю. Что Вам территориально ближе. Одним словом - на природу. Идеально, если Вы сможете совместить этот поход с местами, с которыми у Вас связаны особые приятные воспоминания. Идите только с близкими или, может быть, если достаточно уверенности в себе, в одиночку. Немного экстрима не повредит. Подальше от людей. Туда, где Вас никто не увидит и не упрекнет в неподобающем поведении. Не вспоминайте на время о работе и о повседневных хлопотах. Не заботьтесь о том, что о Вас могут подумать, и сами ни о чем серьезном не думайте. Забудьте про свой возраст и положение в обществе. Ведите себя так, как бы Вам всегда этого хотелось. Кричите, рычите, войте. Пойте, пляшите. Валяйтесь, кувыркайтесь, лазайте по деревьям. Делайте, что угодно. Почувствуйте себя ребенком, Вы - дитя природы. Для Вас в этот момент не должно быть ни законов, ни норм, ни правил. Только свобода, инстинкты, эмоции.

После того, как наиграетесь, может быть, ночью у костра, посидите, не думая ни о чем, вообще без всяких мыслей. Прислушайтесь к звукам ночи. Как шумит лес, играет с листвой ветер. Попробуйте услышать, как растет трава. Посмотрите на небо, вглядитесь в звезды.

Поймайте в себе ощущение внутренней тишины. Почувствуйте слияние с природой. Ощутите себя частью Вселенной. Только ее законам Вы  подчиняетесь, все остальное выдуманное, приходящее... Вы – свободны! Запомните это ощущение. Внутреннее ощущение свободы - это то, что выделяет потенциального лидера из общей массы.

Что делать дальше с этой свободой? Надо учиться ее выражать. Сделать это абсолютно безопасно можно, например, выражая свои ощущения на бумаге или на компьютере. Излагайте все, что вызвало в Вас какую-то реакцию, на что появился в душе отклик. Записывайте свои чувства, эмоции, мысли по любому возникшему поводу. Пишите как есть, не стесняясь в словах и выражениях. Опишите свое раздражение, гнев, может, даже желание разорвать кого-то в клочья. Или радость, умиление, переполняющую любовь. Искренне, честно, без опасения, что Вам за это что-то будет. Ничего Вам не будет - никто ведь не узнает.

Следующая ступень: заведите свой дневник на любом из бесплатных блог-ресурсов в интернете и выкладывайте все туда. Пусть читают, кому нравится. Сделайте его анонимным, если хотите.

Чем откровеннее Вы будете в своих высказываниях, чем эмоциональнее и честнее, тем большей популярностью будет пользоваться Ваш дневник. Появятся читатели, а позднее, вполне возможно, последователи, подражатели или даже поклонники.

Если Вы поступите таким образом – дайте мне знать. Скиньте ссылку на Ваш дневник - я хочу быть в числе первых Ваших читателей.

 

Владимир Геннадьевич Николаев,

http://vladimirnikolaev.com/

- развитие социального и эмоционального интеллекта личности

- успех в жизни и деятельности,

e-mail: vnik1972@mail.ru.

Картина дня

наверх