На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Первый среди равных

Уважаемый коллега, позвольте мне Вас так называть, пришло время взяться за тему, подготовку к которой мы с Вами вели уже достаточно долгое время. Я имею в виду тему лидирующих позиций в жизни и деятельности.

То, с чем мы с Вами знакомились ранее, а именно, — развитие социального, эмоционального интеллекта и волевых качеств личности, - все это, дополняя друг друга, предполагает наличие у человека способностей, позволяющих ему эффективно управлять собой, взаимодействовать с людьми и формировать обстоятельства взаимодействия, обеспечивая достижение желаемых результатов наиболее эффективным способом.

Существует взаимосвязь между развитием этих способностей личности и позицией лидера в группе. Если интересуетесь исследованиями, можете посмотреть здесь http://www.creativity.ipras.ru/social_IQ_2009.html

Результаты проведенных исследований сводятся к следующему:

Способности социального и эмоционального интеллекта отличают эффективных лидеров и позволяют им действовать успешно в любой сложившейся ситуации. Лидер способен понять желания и возможности других людей, может объединить их усилия в совместном движении к какой-то связующей цели, в результате чего происходит решение каждым своих собственных задач. Организация и осуществление этого процесса и есть суть эффективного лидерства.

Что означает лидерство и для чего оно нужно?

Я попробую дать простое определение: лидер – это личность, обладающая набором характеристик и способностей, позволяющих обладателю увлекать и вести за собой последователей. Лидерство предполагает наличие группы, а любая группа, в свою очередь, предполагает наличие лидера или, возможно, даже нескольких лидеров. То есть, там, где есть люди, количеством больше одного, там обязательно найдется место лидеру.

Лидерство — это внимание, уважение, почет, возможные финансовые и иные привилегии. Для многих людей именно позиция лидера ассоциируется с понятием «успех». Для некоторых личностей главной причиной, вхождения в некую группу или формирование новой группы, является захват в них лидирующих позиций.

Лидерская позиция — это активная позиция, заняв ее, необходимо ей соответствовать и постоянно подтверждать свой статус. А среди претендующих на это место, неизменно существует серьезная конкуренция. Поэтому тема лидерства была, есть и, наверное, всегда будет весьма популярной.

Казалось бы, по этой теме уже сказано и написано столько всего, что и добавить нечего. Почему я за это взялся? Конечно, у меня есть на то свои причины:

- в первую очередь, лидерство мне интересно с точки зрения систематизации собственного опыта. Мне довелось в своей жизни примерить на себя роль лидера при различных обстоятельствах: среди уличной шпаны и в спортивном коллективе, при организации массовых социальных мероприятий и политических проектов, при руководстве общественными организациями и структурами бизнеса. Я как бы просматриваю заново собственную жизнь и анализирую ситуации. А поскольку это ситуации моего успеха, сам процесс доставляет мне удовольствие;

- интересно также с точки зрения сопоставления своих выводов с имеющимися наработками различных авторов-исследователей и сочинителей в этой области. В частности, я уже упоминал про исследования взаимосвязи лидерства и социального интеллекта, достаточно много и других интересных работ и наблюдений. Поскольку мне довелось набить немало шишек на этом поприще, я считаю себя вправе делать определенные выводы и какие-то общения;

- интересна возможность сформулировать собственное понимание об этапе, который, по-моему, кардинально переворачивает все существующие представления о лидерстве. У меня сложилось собственное мнение по данному вопросу, а поскольку я сам двигаюсь в этом направлении и собираюсь уделить ему в ближайшем будущем особое внимание, мне это особенно интересно. Об этом подробнее будем говорить в свое время. Это будет последнее, к чему мы с Вами придем, рассматривая тему лидерства.

Кроме того, для меня эта тема имеет еще одно важное значение — уже не раз замечаю, как сын увлекает своим поведением других детей. Думаю, у меня подрастает пока еще маленький лидер. Поэтому более четкое понимание темы лидерства, думаю, будет мне весьма полезно в целях прояснения некоторых моментов, с которыми придется в этой связи столкнуться.

Зачем это Вам?

Как мне кажется, Вам, может быть, интересно ознакомится с мнением, основанным на реальном практическом опыте, без приукрашивания и высокопарных заморочек. Может быть, интересна возможность своими наводящими вопросами повлиять на ход нашего рассмотрения. Также, может быть, интересно ознакомиться с определенными выводами, некоторыми практическими советами и рекомендациями. Возможно, Вы увидите для себя или своих детей перспективу для дальнейшего развития.

Признаюсь, тема не простая. Я довольно долго собирался с мыслями, пока не получилось выстроить, на мой взгляд, достаточно полную картину.

Как мне кажется, процесс становления и эволюция лидерства имеет несколько ярко выраженных этапов, которые я бы разделил по аналогии с человеческим возрастом на подростковый период, взрослый, период зрелости и период мудрости. И соответствующие им лидерские позиции: Вожак, Победитель, Организатор, Лидер в век информации.

Возрастные аналогии в данном случае совершенно не обязательно соответствуют биологическому возрасту человека. Собственно и этапы эволюции лидера не всегда протекают последовательно. Есть серьезные шансы «застрять» на каком-либо этапе, что, впрочем, не мешает человеку довольствоваться собственным положением, или есть возможность оказаться на определенном этапе, минуя все предыдущие, неожиданно открыв в себе лидерские способности.

Предполагая рассмотрение данной темы, сегодняшней статьей мы с Вами открываем некий тематический цикл, а насколько он получится продолжительным и информативным, зависит во многом от Вашего интереса и желания принять участие в обсуждении темы. Мы будем последовательно рассматривать все обозначенные этапы и всю последовательность с учетом постепенного развития в личности способностей социального и эмоционального интеллекта, как основных свойств, определяющих эффективность лидерства. Соответственно, будет еще, как минимум, четыре статьи по теме - по одной на каждый этап. Буду рад, если Вы найдете возможность поделиться своими впечатлениями или имеющимся опытом.

Таков примерный план работы, который я предварительно набросал и постараюсь его придерживаться, внося по ходу дела необходимые коррективы, с учетом возможных вопросов и пожеланий.

Предлагаю пока на этом прерваться, взять паузу, чтобы спокойно подумать на заявленную тему и зафиксировать возникающие мысли.

 

Владимир Геннадьевич Николаев,
http://vladimirnikolaev.com/
- успех в жизни и деятельности,
e-mail: vnik1972@mail.ru.

Картина дня

наверх