На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Путь Мастера или Чему и Как учиться

В данной статье поговорим немного об обучении в целом, затронув некоторые наиболее важные моменты. Существуют различные формы обучения: очная, заочная, дистанционное, различные семинары, тренинги. В последнее время все большую популярность приобретают вебинары — версии онлайн-обучения через интернет.

Может, я еще что-то подзабыл, но не в этом суть. Все перечисленные способы обучения в известной степени являются эффективными и по своему характеру могут быть разделены на обучение в контакте с преподавателем и на самостоятельное обучение. Самостоятельное обучение или самоподготовку можно выделить особо, поскольку она имеет место быть как отдельным способом обучения, так и сопутствующим любой другой форме.

Любой способ обучения по своей сути означает передачу-получение некоторой информации неким определенным способом. В каждом из существующих способов есть свои плюсы и свои минусы в зависимости от качественной передачи информации, с одной стороны, и от способности и умения эффективно ее воспринимать и обрабатывать, с другой. Наиболее важный момент в процессе обучения — это информация, которая передается-принимается. А главным, на мой взгляд, является то, насколько человек сам сможет преобразовать, полученную им тем или иным способом теоретическую информацию, в реальные знания, которые, помимо информационной части включают в себя обязательный практический опыт.

Традиционно считается, что обучение с учителем, то есть в прямом контакте, может быть более эффективным. Но, как мне кажется, такой способ может быть и простым навязыванием собственного мнения, своих убеждений и сложившихся стереотипов. Немало ярких примеров тому можно нередко наблюдать в наших учебных заведениях любого уровня. В связи с обучением в контакте, предлагаю вспомнить собственные времена школьных или студенческих лет, то, как манера преподавания одного учителя, делала предмет интересным, легким и доступным для понимания, а манера другого, способствовала развитию лишь скуки, сонливости и отвращения к предмету. Но вопрос: означала ли интересная подача материала то, что полученная информация оказывалась полезной в будущем? Думаю, что не сильно ошибусь, если выскажу такое мнение: многое из того, чему нас учили, в последствие оказывалось, либо ошибочным, либо вообще никогда в жизни не применимым.

То есть интересная подача материала не гарантирует ее качество, достоверность и возможность использования. Я уверен, что при наличии определенных способностей, можно любую ерунду выдавать за нечто ценное и даже выдающееся. Очень часто некоторые учителя годами оттачивают свое мастерство на подаче одного и того же материала, особо не заботясь об актуальности этой информации и ее применимости. Некоторые достигают в этом такого артистизма, что их лекция превращается в целый спектакль, который приятно и посмотреть и послушать. Я думаю, что и им тоже приятно, особенно если за это хорошо платят. Но насколько та информация, которую они доносят, может быть полезна обучающимся? Скорее всего, это их мало заботит (конечно, если речь идет не об обучении актерскому мастерству).

Идеальный учитель, как мне кажется, должен быть, прежде всего, партнером, советчиком, мудрым, максимально компетентным и квалифицированным помощником для ученика. На мой взгляд, опасны и даже вредны те учителя, которые подменяют процесс обучения убеждением в силу своей личности, в свои способности, в свои, якобы особые лучшие знания. А при этом обучающийся отучается самостоятельно мыслить, отучается проверять и применять информацию на практике

Мне думается, что информация для эффективного обучения должна быть для обучающегося и интересна, и полезна, и, что более всего важно, применима. Иначе она оказывается бесполезной и через некоторое время просто забывается. Только обладая информацией и опытом, человек приобретает знание и может с большей точностью судить о людях, вещах, идеях и событиях. Поэтому главный секрет успешного обучения - это личный интерес и творческий труд по освоению информации и ее практическому использованию, а не какие-то «тайные» методики, техники или «особые» занятия, талант, способности преподавателя и т. д. и т.п.

В случае собственного творческого подхода к процессу обучения и приложения необходимого количества сил, приобретается личная ответственность, личная стратегия, тактика, чувство меры, умение самостоятельно принимать решения и реагировать, если это необходимо, по ситуации. При этом развиваются способности и интеллект личности, и появляется то, что, вернее всего, можно обозначить словом «мастерство». Например, действовать по ситуации с учителем не научишься никогда, слишком разные эти ситуации бывают и не всегда есть время на то, чтобы с кем-то посоветоваться. А это значит, что полагаясь во всем на учителя, никогда не станешь Мастером, а будешь максимум подмастерьем - исполнителем чужой, не всегда компетентной и доброй воли.

В любом деле, если хочешь стать настоящим Мастером, надо обязательно делать ставку на свои мозги, на свои способности, интеллект, интуицию, на выработанные личные взгляды, выводы, убеждения. Нельзя жить только чужим умом, надо учиться думать самостоятельно и чем раньше, тем лучше.

Учитель, как наставник, вообще нужен только на начальном уровне, дальше те, кто хочет учиться, должны начать делать это самостоятельно. Высшее мастерство обучения заключается в том, чтобы самому для себя стать учителем, а для этого надо больше читать, развивать наблюдательность, внимание и обязательно практиковаться. Надо учиться работать с информацией - думать, анализировать, комбинировать, создавать свой личный почерк, свой стиль жизни. Если даже при этом совершаются какие-то ошибки, без этого, скорее всего, не бывает, то это происходит потому, что многое происходит на опыте-эксперименте, – это такая, своего рода, тестовая проверка в условиях реальной жизни. В принципе, ничего страшного в ошибках нет, - это тоже важная и порой необходимая часть жизненного опыта. Просто надо знать, что ошибки, возможно, имеются, и, обнаружив их, спокойно к этому относиться, делать соответствующие выводы и поправки, создавая тем самым собственные новые знания, подходящие лично Вам и соответствующие, сложившимся конкретно у Вас, жизненным обстоятельствам.

Но изначальная информация все же должна быть. Чем меньше человек имеет информации, тем меньше вероятность того, что он будет в состоянии что-либо понимать. Попытки научиться чему-либо, того, кто находится в условиях недостатка информации, бесполезны и являются пустой тратой времени. Поэтому информация в любом случае имеет главенствующее значение. Затем следует опыт, в результате которого и происходит приобретение конкретных знаний.

Какой бы не был выбран способ передачи-получения информации, основу для любого обучения составляют источники информации, главными из которых являются книги, в их традиционном печатном исполнении или в более удобном и практичном электронном варианте, что, на мой взгляд, больше отвечает требованиям современности. Книги — это кладезь информации. Научившись работать с информацией, вполне возможно самостоятельно получить что-то полезное из книг, причем это что-то может быть настолько важным, что, весьма вероятно, сможет полностью изменить чью-то конкретную жизнь. Поэтому, конечно, не во всех, но во многих случаях, именно книги имеют первостепенное значение для получения информации.

Тут можно отметить один интересный факт: характерной чертой многих людей является то, что, несмотря на возможное наличие и доступность всей необходимой информации, люди либо вообще не обращают на это никакого внимания, либо воспринимают лишь те ее части, которые им больше нравятся. Наверное, не будет преувеличением сказать, что часто люди игнорируют, просто не хотят ничего знать или, может, даже насмехаются над материалами, изложенными в книгах, которые могли бы стать для некоторых из них, вполне возможно, единственной надеждой на развитие их ограниченного кругозора и преодоление стереотипов мышления.

Совершенно точно то, что по книгам вполне реально можно научиться гораздо большему, чем, например, у некоторых разрекламированных, так называемых, «гуру» и их дорогостоящих «секретных материалов». Просто удивительно, насколько многому и по-настоящему серьезному можно научиться в изучении информации, изложенной в книгах, часть из которых, большинством людей считается незначительными или даже вообще ничего нестоящими.

Люди обычно всегда, прежде всего, интересуются тем, является ли информация стоящей, и ее стоимостью. Возникает известный вопрос о ценности и стоимости. Предлагаться может все что угодно и по самой различной стоимости, но какую ценность это будет иметь лично для Вас? В данном случае ответом на этот вопрос является то, насколько Вы сами в состоянии извлечь какую-то пользу из конкретной информации.

Единственный способ, как можно узнать о ценности информации, - это использовать ее в жизни, наблюдая за действиями и событиями, отслеживая результаты, изучая сопутствующие слова и мысли, как чужие, так и свои собственные, возникающие в результате применения информации. Для этого нужно потрудиться, нужна смелость, решительность, воля.

Наверное, у каждого человека есть место жадности вследствие личной неудовлетворенности, размытых целей, неясных устремлений и навязанных мотивов. Кроме того у каждого, наверное, достаточно лени и наивности, для того чтобы стать потенциальной жертвой какого-нибудь предприимчивого субъекта, который может внезапно появиться и пообещать приобретение знаний без каких-либо усилий. Интернет - просто рай для подобных субъектов.

Например, я или кто-то другой можем предоставлять какую-либо информацию бесплатно или на определенных условиях, но никто и никогда не сможет ни продать, ни подарить, ни каким-то иным способом предоставить Вам знание. Наивная доверчивость, неправильное наблюдение, поспешные предположения и выводы, механическое воспроизведение действий, основанное на неполных или непроверенных данных, в любой области человеческой деятельности чаще всего приводят к разочарованию, а не к успеху. Единственный способ получения знаний, а также критерий достоверности, ценности и полезности — это Ваш личный опыт.

Только знакомясь с информацией, человек становится информированным, создавая у себя состояние внимания, - становится внимательным, сохраняя оптимизм и бодрость, -бодрым и оптимистичным, находясь в волевом состоянии, - волевым, сохраняя спокойствие и ясность ума, - уравновешенным и здравомыслящим, приобретая знания и опыт, - знающим и опытным. «Интересно - полезно - применимо», - вот формула обучения успешных людей, доступная всем, в том числе и Вам.

Становитесь успешными - находите, изучайте информацию, анализируйте, видоизменяйте ее, приспосабливайте к собственным нуждам и условиям. Применяйте информацию на практике, отрабатывайте свои подходы, создавайте собственные эффективные для Вас методики и технологии. Только так приходит мастерство, так становятся настоящими Мастерами.

Больше доверия самому себе, и Вы сможете многого добиться. Дерзайте, успех сопутствует смелым!

 

Владимир Геннадьевич Николаев,
http://vladimirnikolaev.com/
- успех в жизни и деятельности,
e-mail: vnik1972@mail.ru.

Картина дня

наверх