В настоящее время существует множество различных структур, ориентированных в своей деятельности на обучение, предполагающее развитие человека в направлении личностного роста. При этом используются всевозможные различные методы и стили, конечной целью применения которых должен стать определенный рост личности.
Давайте попробуем разобраться, что же скрывается под определением «личностный рост». Не вдаваясь глубоко в дебри существующих различных теорий, введем определение личности, как отдельного субъекта, приспособленного к автономному существованию. Субъект, то есть человек, непосредственно индивидуальная личность, а автономное существование – это его способность быть самостоятельным и независимым от других. Таким образом, рост личности должен подразумевать возможность человека быть отдельным от других и предполагает опору на собственные силы. Наверное, именно это имеется в виду, когда говориться о человеке «поставить на ноги».
В свете такого определения, к развитию в направлении личностного роста можно смело отнести развитие любых физических, творческих и интеллектуальных способностей человека, каким либо образом способствующих достижению им независимости.
Но существует один момент, который при этом, как правило, упускается из виду – в стремлении к независимости и самостоятельности человека, выпадает из поля зрения неотъемлемый факт взаимозависимого существования людей в обществе. Следовательно, рост личности не может ограничиваться независимостью, а должен предполагать кроме этого способность человека к эффективному межличностному взаимодействию.
Упуская из виду эту способность, человек ставит перед собой ограничение в собственном развитии, преодолеть которое возможно только находясь во взаимодействии с другими и благодаря нему. То есть, говоря другими словами, имея в виду ограниченность человеческих способностей, именно взаимоотношения открывают человеку возможности к использованию в собственном развитии способностей и ресурсов других людей. И эта способность - получение доступа к использованию способностей и ресурсов других людей, - составляет еще один, наиважнейший аспект личностного роста.
При этом стоит подчеркнуть, что все аспекты личностного роста являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга. Это означает, что невозможно продвинуться в направлении эффективного взаимодействия с другими людьми не став сколько-нибудь самостоятельной независимой личностью, и наоборот - невозможно стать независимой личностью, не вступив во взаимозависимые межличностные отношения.
Существующее определение, объединяющее способности личности к достижению независимости и эффективной продуктивной взаимозависимости во взаимодействии, носит название «социальный интеллект». Именно социальный интеллект обеспечивает человеку гармоничный, приносящий впечатляющие результаты личностный рост.
Узнать подробности о развитии способностей социального и эмоционального интеллекта можно на сайте http://vladimirnikolaev.com/ - успех в жизни и деятельности.
Владимир Геннадьевич Николаев,
http://vladimirnikolaev.com/
- успех в жизни и деятельности,
e-mail: vnik1972@mail.ru.